Новости

"После Mitjet сможешь ехать на чем угодно". Интервью с Никитой Злобиным

- Никита, вы в столь молодом возрасте в серию Mitjet пришли именно как тренер Олега Харука, а не как гонщик. Значит ли это, что Вы распрощались с гонками? 
- Сейчас уже можно сказать, что я закончил выступать в гонках. Почему? Готовился попасть в «Формулу-1», а попал в РСКГ. И сказал, что всё – достаточно. Думаю, дальше уже не получится попасть туда, куда хотел. Если пропускаешь год, то теряешь слишком много: другие за это время уйдут так далеко, что их не догнать. Сейчас тренирую Олега, консультирую - куда лучше поехать, где выступать. Познакомились на этапе РСКГ и сейчас сотрудничаем первый год. У него появилось желание прогрессировать, а я могу ему в этом помочь. До этого я уже тренировал достаточно много пилотов, в том числе и в серии Mitjet. 



- Как сложилось ваше знакомство с Mitjet? 
- Когда я после картинга пересел в машины, в «Формулу», первый год ездил в Mitjet 1300, давно это было - лет шесть назад. Ехал в нем, но организаторами были совершенно другие люди. И уровень был так себе. Потом я ушел в «Формулу», ездил там, но потом, два года назад, зимой меня пригласили проехать гонку Endurance в Сочи. Проехал – понравилось, прикольно! Здесь хорошие отношения и машины очень подходят для пилотов, которые только начинают ездить. В России есть либо это, либо всякий переднеприводный национальный мусор. Там ты никогда не научишься ездить. Если ты едешь в «Туринг лайте», то только там и сможешь выступать. А после Mitjet сможешь ехать на чем угодно. Машина очень интересная: здесь нет сликов, мост неразрезной и грань здесь размытая – ты можешь сделать всё, что угодно. Плюс цена ошибки не так велика: в «Формуле» ошибка на торможении будет стоить полсекунды, а тут – две десятки. Поэтому тут всё плотнее, больше борьбы и слипстрим очень хорошо работает. В общем, прикольно. 

- Есть мысли еще поездить в Mitjet? 
- Я ездил недавно тренировки – выбрать машину для Олега. В длинной гонке со вторым пилотом проехал бы с удовольствием. А вот ехать сезон пока не в планах. 

- Чем занимаетесь сейчас? 
- Работаю с пилотами. В дальнейшем хочу найти себя в гоночной сфере. Конечно, находясь в гонках всю жизнь, я неплохо разбираюсь в происходящих здесь процессах: от пилотирования машины до организации. Я пилотировал во многих точках мира и у меня есть мысли о том, чего не хватает в нашей стране. 

- Например? 
- Страховки. В Европе нет ни одной незастрахованной машины, а у нас, наоборот, ни одной застрахованной. Никто этого не делает. 

-Что еще? 
- Нет тестовых дней – только трек-дни. На высоком уровне, если ты хочешь успешно выступать, нужно ездить гоночные симуляции, работать с настройками машины. Но когда нет инженеров и нет тестов – не получится даже нормально перестроить машину. Плюс я не встретил ни одного инженера, с которым мог бы общаться. Мы сейчас ехали в «Туринге», я был инженером в команде. Было понятно, что мой уровень понимания машины выше, чем в команде. А в сильных сериях мое понимание машины по сравнению с инженером – просто ноль. 
Таких вещей очень много: уровень пилотов, менталитет, когда наши гонщики считают, что всё знают. В том же РСКГ в эти вопросы вникают только те, кто и так быстро едут. Остальных же больше волнует, как они выглядят и что о них думают, а не то, как они едут. 



- Можете сравнить уровень организации РСКГ и Mitjet? 
- В РСКГ много делается для развлечения зрителей - то же веселье в паддоке, поэтому для болельщика, возможно, это интереснее. В том числе потому, что много разных классов, движухи. Большой плюс Mitjet– это, конечно, трансляции на «Матч ТВ». Для пилотов – кому что интереснее, но в плане атмосферы Mitjet дружнее – здесь все гонщики вместе, а в РСКГ - разбиты по командам. Для пилотов, которые хотят прогрессировать, лучше, опять же, Mitjet, потому что машина намного больше подходит для обучения. 

- Вы чувствуете прогресс Олега с тех пор, как работаете с ним? 
- Сейчас это лишь третий совместный этап Mitjet. Сначала он проигрывал по 20 секунд, а в гонке стабильно – 12-13 секунд. Сейчас около трех секунд, а некоторых пилотов он уже опережает, хотя он борется с людьми, которые не первый год выступают. Но главное преимущество Олега – желание прогрессировать. Многие едут просто в удовольствие, Олег же очень целеустремленный. 



- Как вы работаете с ним? 
- Я не пытаюсь ему объяснить, где тормозить, где ускоряться, а где включать нужную передачу. Я пытаюсь объяснить, почему он должен сделать то или иное действие, а когда именно – он должен понять сам, исходя из полученных знаний. То есть он начинает понимать, например, что, когда он поворачивает, машина должна быть загружена. Если она плохо поворачивает, значит, он рано затормозил. И так далее. Для прогресса очень важна максимальная концентрация: не отвлекаться на положение пилотов, время, погоду и прочие вещи. Над этим тоже много работаем. Это важнее, чем может показаться. 

- Как тренер вы ставите перед ним какие-то конкретные задачи: например, к какому-то сроку занимать определенное место или показывать нужное время? 
- Нет. Просто хочу, чтобы не было такого, что он где-то остановился. Сейчас не зацикливаемся на конкретных цифрах, а просто стремимся к стабильному росту. Будем правильно ехать – придут и нужные секунды с местами. 



- Гонки вообще индивидуальный или командный вид спорта? 
- Командный. На высоком уровне, где я ездил, от машины и инженера зависит гораздо больше, чем от пилота. Часто можно увидеть, как быстрый пилот едет в конце. Чем выше уровень, тем меньше зависит от пилота. 

- Вам не кажется, что в Mitjet между конкурирующими пилотами нет натянутых отношений, как это часто бывает в других сериях? 
- Надо уметь разделять трассу и жизнь. Не у всех это получается, но так должно быть. В Mitjet есть ощущение, что люди получают удовольствие, общаются – это приятно. 

- С какими пилотами вы раньше работали в серии Mitjet? 
- С Алексеем Васенко в прошлом году в течение 2-3 этапов, плюс много тренировок. Часто общаемся с Владимиром Чарчияном. 
Mitjet - отличный вариант для начинающих пилотов. Про машину я уже говорил, но есть еще и стоимость участия, которая куда более адекватная,чем, например, в «Туринге». В общем, для быстрого развития молодого пилота ничего лучше в России точно нет. 

- Как вы выбираете, где Олегу лучше выступать? 
- Стараемся выбирать соревнования, где ты выступаешь в машине, на которой можно прогрессировать. При этом, разумеется, пытаемся минимизировать затраты. В России очень часто люди выкидывают деньги впустую: покупают «Феррари», разбивают ее в Time Attack и ничему в итоге не учатся. В Mitjet ты в 10 раз меньше потратишь и ровно в 10 раз большему научишься. 

- Говорят, в России всего порядка 10 пилотов, для которых гонки – это источник заработка. 
- Возможно, хотя мне кажется, что их больше. В том же РСКГ, думаю, ведущие пилоты не бесплатно едут. В мировых сериях из тех, кто не сам за себя платит, люди тоже зарабатывают - те же Квят, Сироткин, Алешин, Оруджев. Это же профессиональный спорт с ежедневными тренировками: ездишь, ешь и спишь по строгому графику. Ты постоянно на трассе и больше ничем не занимаешься. Постоянно в отъезде, я даже как-то два или три месяца жил в Монако, больше полугода – в Риме. Понятно, что на работу, учебу или друзей времени почти нет. 

- Что можете сказать об уровне организации серии Mitjet? 
- Все на высшем уровне. Если говорить о национальных чемпионатах, не могу вспомнить, чтобы в других странах трансляции были по общенациональным телеканалам. Даже в плане интереса в том же Сочи, когда я выступал, на трибунах было много болельщиков, за границей на аналогичных чемпионатах такого не встретишь. В этом смысле российский Mitjet вне конкуренции! Понятно, что с некоторыми мировыми сериями сравнивать смысла нет, поскольку там одно участие иногда обходится в миллион евро... 

- Для Олега Харука имеет значение, что его гонки показывают по «Матч ТВ»? 
-Конечно, всем интересно посмотреть за собой со стороны. Тем более с комментариями таких профессионалов, как Алексей Попов и Наталья Фабричнова, которые могут сделать интересной даже, на первый взгляд, неприметную деталь во время гонки. Это очень круто! И, конечно, это большое подспорье в плане поиска спонсоров. 

- Ожидания Харука от Mitjet совпали с реальностью? 
- Думаю, ожидания были скромнее. Многие считают РСКГ более популярной серией. Но когда люди приходят в Mitjet, они понимают, что тут намного лучше, чем ожидалось. В том числе уровень соревнований: Ваня Лукашевич, например, быстрый пилот, к которому подтягиваются все остальные. У того же Гвазавы очень заметный прогресс. Но чтобы быстро ехать, нужны знания, которые может дать только тренер. 

- Сколько времени нужно,чтобы вылепить из новичка пилота хорошего уровня? 
- У всех по-разному, многое зависит от бюджета. Кто-то поедет за три года, а кто-то – никогда. 

scroll up