Известный мотогонщик Райан Виллопото принял участие в кросс-кантри серии GNCC, дебютировав в этой дисциплине. Выступая в классе Sportsman A (25+), он продемонстрировал неплохой результат, финишировав на пятом месте.
Помимо этого, Виллопото также принял участие в заезде на квадроцикле вместе с другой звездой мотоспорта – Дэймоном Брэдшо. Это стало для него совершенно новым опытом.
Несмотря на непривычные ощущения, Райан Виллопото признался, что ему очень понравилось участвовать в кросс-кантри гонке GNCC. Он отметил высокую скорость прохождения трассы, отличающуюся от треков мотокросса, а также незнакомые условия: в частности, большое количество луж на пути. При этом Виллопото с восторгом воспринял реакцию многочисленных болельщиков, поддерживавших его во время заезда.
О чём идёт речь?
Кросс-кантри (Cross-Country) – это одна из дисциплин мотоциклетного спорта, которая отличается от традиционного мотокросса большей протяженностью и разнообразием маршрута. В отличие от замкнутых мотокроссовых трасс, кросс-кантри проходит по пересеченной местности. Тут нередко можно увидеть живописные участки бездорожья, лесных троп, холмов и естественных препятствий.
Основной особенностью такого направления можно назвать преодоление длинных дистанций, измеряемых десятками и даже сотнями километров. Вместо коротких скоростных заездов, как в мотокроссе, гонщики в этом случае должны обладать выносливостью и способностью контролировать расход топлива, чтобы успешно добраться до финиша. При этом, они сталкиваются со множеством переменных факторов, например, изменение рельефа, погодные условия и состояние трассы.
Что ещё надо учитывать?
Помимо физической выносливости, кросс-кантри также требует от пилотов отличных навыков управления мотоциклом в самых сложных дорожных условиях. Умение плавно проходить повороты, держать баланс на неровностях и преодолевать естественные препятствия становится ключевым для достижения высоких результатов в этом виде гонок.
Какие состязания проходят?
Одним из самых престижных и зрелищных чемпионатов в кросс-кантри является Кубок Мира по ралли-рейдам FIM (FIM Cross-Country Rallies World Cup). В этих многодневных соревнованиях гонщики преодолевают сложные маршруты, пролегающие по пустыням, горам и бездорожью различных стран. Помимо технического мастерства, здесь также важны навигационные способности, так как участники должны ориентироваться по картам и GPS-навигаторам.
Кроме того, на национальном уровне популярностью пользуются серии кросс-кантри, такие как американская GNCC (Grand National Cross Country) и европейские чемпионаты. Там гонщики состязаются в преодолении разнообразных природных трасс. Тут компактные маршруты, но они тоже требуют от пилотов высокого мастерства и выносливости.
Освоение нового вида транспорта
Гонки на квадроциклах, или ATV (All-Terrain Vehicle) racing, стали особым направлением в мире мотоспорта, привлекающим уникальностью и экстремальностью. В отличие от традиционных мотогонок, соревнования на квадроциклах требуют от участников совершенно иных навыков управления и физических качеств. Поэтому с ними нужно разобраться.
Основная особенность квадроциклов заключается в конструкции. По сути, четырехколесная платформа гарантирует повышенную устойчивость и проходимость по самым сложным природным трассам. Это позволяет гонщикам развивать высокие скорости даже на бездорожье, преодолевая броды, грязь, песок и другие препятствия, недоступные для двухколесных мотоциклов.
Помимо технических характеристик, квадроциклы отличаются спецификой управления. В отличие от байков, они требуют более активной работы всем телом, включая руки, ноги и даже верхнюю часть корпуса. Гонщики постоянно смещают вес, подстраиваясь под повороты и перепады рельефа, что придает процессу особую зрелищность и динамику.
Трассы для соревнований на квадроциклах, как правило, проложены по пересеченной местности. Там непременно будут разнообразные препятствия: крутые спуски, резкие подъемы, глубокие канавы, водные преграды и даже лесные участки. Это предъявляет колоссальные требования к мастерству пилотирования, реакции и физической силе гонщиков.
Помимо технического мастерства, такие гонки требуют от участников выдающейся выносливости. Длительные заезды, измеряемые часами, быстро изнашивают как самих пилотов, так и технику. Способность к концентрации, умение максимально эффективно использовать машины и грамотно распределять силы становятся ключевыми факторами успеха.
Соревнования такого плана бывают разными: короткие спринты, а иногда и многодневные ралли. Дакар – один из самых престижных. Аналогично Кубок Мира по ралли-рейдам FIM. GNCC в Штатах существует уже на национальном уровне. Одним словом, выбор есть.
Насколько легко перестроиться?
Если смотреть на ситуацию поверхности, переход может выглядеть простой задачей. В конце концов, это все равно внедорожная техника, требующая схожих навыков. Однако на практике пилотам, привыкшим к двухколесным машинам, приходится изучать и осваивать целый ряд принципиальных различий. И всё это надо сделать до того, как они смогут в полной мере реализовать потенциал за рулем четырехколесного квадроцикла. Так что всё не так легко и просто, как может выглядеть поверхностно. Поэтому надо разобраться в том, что же здесь представляет трудности.
Основное отличие – в самой конструкции и динамике движения транспортных средств. Если мотоцикл требует от гонщика постоянной балансировки и подруливания, то квадроцикл благодаря более устойчивой платформе позволяет ездить прямолинейно и стабильно. Однако это не означает, что управлять «квадром» проще. Нет, напротив, поведение на трассе может оказаться достаточно непредсказуемым и требовать от пилота полного контроля над ситуацией.
С какими трудностями сталкиваются?
Гонщикам на байках приходится сталкиваться с задачей использования всего тела для управления квадроциклом. Если на мотоцикле достаточно точных движений руками, то на «квадре» требуется активная работа ногами, бедрами и даже корпусом. Это помогает удерживать равновесие и маневрировать на сложных участках трассы. Но одновременно требует от пилота хорошей физической подготовки и освоения новой техники пилотирования.
А ещё у квадров – другой тяжести и инерционные характеристики по сравнению с мотоциклами. Это накладывает ограничения на стиль вождения, заставляя гонщиков корректировать входы в повороты, техники прохождения виражей и способы преодоления препятствий. То, что работало на двухколесной технике, может оказаться неэффективным или даже опасным для «квадра».
Для чего нужен такой опыт?
В первую очередь это просто весело. Но не только. Опыт езды на квадроцикле может принести ряд ценных навыков и преимуществ. И они в дальнейшем способны положительно сказаться на результатах и мастерстве в мотогонках.
Прежде всего, управление квадроциклом требует от пилота активной и разносторонней работы всем телом. В отличие от мотоцикла, где основной упор делается на ловкость и точность действий руками, «квадр» заставляет гонщика задействовать все группы мышц: ноги, бедра, пресс, спину, как уже и говорилось. Это помогает в итоге лучше чувствовать технику, точнее ощущать реакцию на манипуляции водителя. Соответственно, эффективно управлять машиной в экстремальных ситуациях.
Квадроциклы славятся высокой устойчивостью и проходимостью по бездорожью. А это дает возможность гонщику развивать высокие скорости даже на сложных, пересеченных участках трассы. Соответствующий навык маневрирования и управления мощностью на неровной поверхности становится бесценным в мотокроссе и других дисциплинах, где приходится преодолевать различные природные препятствия. Заодно можно провести сравнения, посмотреть на схожие ситуации под разными углами. Чтобы справляться с квадроциклом, иногда требуется серьёзная находчивость. Если говорить о мотокроссе, то там нужны аналогичные навыки.
А ещё пилот получает неплохой опыт при прохождении виражей и поворотов на квадроцикле. Несмотря на разницу в динамике и управляемости, ключевые принципы прохождения поворотов: смещение веса, использование инерции и оптимальное распределение мощности. Все эти моменты во многом схожи. Поэтому полученный опыт можно легко перенести и на разные аналогичные ситуации с байком.
Езда на квадроцикле прививает гонщику большую уверенность в себе и возможностях. Особенно полезно для новичков и просто для тех, кому развить такое качество по самым разным причинам не помешало бы. Преодоление трудных участков бездорожья, где «квадр» проявляет лучшие качества, дает всплеск адреналина и ощущение полного контроля над ситуацией. Перенося этот опыт на мотоцикл, гонщик становится решительнее, а мастерство пилотирования приобретает новые грани.
Не стоит забывать о тактике и стратегии. Когда гонщик, который преимущественно пользуется байком, начинает пробовать другое транспортное средство, у него расширяется ещё и возможность для развития разных подходов. Он как бы выходит из зоны комфорта и осваивает что-то новое для себя. Это всегда ценно. Плюс просто интересно.